История ВОА

В 2013 году Всероссийское общество автомобилистов отметило 40-летие создания. Это солидный возраст для общественной организации, прошедшей путь становления, стабильного развития, непростых перемен и уверенно идущей в будущее. Эта дата говорит об устойчивом интересе граждан к мобильности, стремлению автомобилистов объединиться для решения самых насущных проблем.

Дела истории

ВДОАМ-ВОА с первых лет включилось в профилактику аварийности на индивидуальном автотранспорте. Как и 40 лет назад, причиной большинства аварий остается человеческий фактор. Для преодоления этого фактора ВДОАМ еще при СССР совместно с ГАИ разработал и внедрил несколько инициатив. Например, создание добровольных дружин по поддержанию правопорядка на автомобильных дорогах, общественных групп контроля состояния дорог и железнодорожных переездов, экологических постов проверки автотранспорта, секций «Врач за рулем». С июня 1976 года стал применяться «Талон общественного предупреждения» как мера воздействия к членам Общества за незначительные нарушения. Для водителей-нарушителей заработали кинолектории, куда заглядывали инспекторы ГАИ, чтобы усилить эмоциональное восприятие пропагандистских роликов.

Несколько позже стали появляться общественные приемные ГИБДД-BOA. Развернулась шефская работа в детских коллективах. У каждого отделения появились подопечные детские сады, школы и техникумы, где организованы классы и уголки дорожной безопасности. Отряды юных инспекторов движения совершенно не случайно ровесники ВДОАМ-ВОА. В работу ЮИД немало сил и средств вкладывает общественные организации автомобилистов. В 1998 году BOA стало равноправным членов международного автомобильного движения в составе Международной автомобильной федерации (ПА). С 2002 года юные инспекторы дорожного движения получили возможность проверять свои силы в аналогичных европейских соревнованиях.

Не все начинания тех лет пережили смену эпох, как и прежнее название — ВДОАМ, но главную задачу — обеспечение безопасности на российских дорогах — BOA унаследовало. Сегодня эту усложнившуюся проблему стало невозможно решить без привлечения граждан. Общество развивает взаимодействие с законодательной и исполнительной властями, Правительственной комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения РФ. В ноябре 2003 года Правительственная комиссия РФ одобрила и поддержала BOA в работе по предупреждению дорожного травматизма. Большинство руководителей отделений BOA включены в составы комиссий, отделения участвуют в реализации региональных планов и программ.

Общество с 2002 года входит в состав Консультативного совета общественных объединений при Генеральном совете Всероссийской политической партии «Единая Россия». Региональные исполкомы партии сотрудничают с отделениями BOA в подготовке и проведении мероприятий, в том числе направленных на предупреждение аварийности.

В январе 2007 г. Центральным советом BOA совместно с Департаментом ОБДД МВД России подготовлено и подписано Соглашение о сотрудничестве. На его основе составляются планы и проводятся мероприятия. Всероссийское общество автомобилистов участвует в разработке нормативно-правового регулирования дорожного движения. Министерства образования, транспорта, внутренних дел направляют законопроекты о внесении изменений, в частности, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в Программы подготовки водителей на рассмотрение в ЦС BOA, который анализирует законопроекты и готовит заключения с учетом мнения своих отделений.

Наука вождения

За четыре десятилетия деятельности системой ВДОАМ-ВОА подготовлены 4 миллиона водителей автотранспортных средств, накоплен значительный методический опыт, создана крепкая учебно-производственная база подготовки/переподготовки водителей. Действуют полтысячи автошкол и специализированных курсов, десятки городков (площадок) БД, картодромы, велодромы и автодромы.

В рамках деятельности некоммерческого партнерства «Федерация объединений автомобильных школ» (ФОАШ), одним из соучредителей которой является BOA, ставится четкая цель: повысить качество подготовки водителей в образовательных подразделениях таким образом, чтобы сдача экзаменов в ГИБДД составляла не менее 70% с первого предъявления. В сентябре 2008 года была представлена программа подготовки нового поколения грамотных, законопослушных водителей в системе BOA.

Вместе с новыми проектами BOA готовит возрождение прежних направлений. Наше время делает все более актуальной тему адаптации людей с ограниченными возможностями. Одной из наиболее острых проблем существования инвалидов является проблема средств передвижения. Совместно с органами социального обеспечения в 70-90-е годы ВДОАМ-ВОА готовило водителей-инвалидов. Правительством России принят ряд документов, направленных на выполнение государством обязательств перед этой категорией граждан.

Однако не предусмотрено обучение вождению людей с ограниченными возможностями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата. В автомобильных школах BOA, в частности Ярославской, накоплен опыт такой работы.

Некоторые автошколы региональных отделений BOA, например в Иваново, не теряют из виду своих выпускников. Не все способны включиться в автомобильный поток фазу после обучения. Также и водителей со стажем нельзя оставлять без присмотра, им свойственно забывать Правила дорожного движения, что может стать причиной неприятностей на дороге. Всероссийское общество автомобилистов создает клубы поддержки для начинающих и более опытных водителей.

Новое поколение водителей

В 2006 году оформлено создание Союза детских юношеских автошкол (ДЮАШ BOA), в составе которого сегодня 16 организаций. Деятельность ДЮАШ BOA позволяет значительно снизить показатели детского травматизма, привлечь подрастающее поколение к занятию техническими видами спорта. С 2004 г. общество при поддержке Российской автомобильной федерации (РАФ) и Департамента ОБДД МВД России дважды в год проводит зимний и летний Всероссийские юношеские чемпионаты по автомногоборью «Юный автомобилист», которые стали наиболее популярной среди подростов формой подготовки будущих хорошо обученных, законопослушных водителей. ДЮАШ BOA успешно действуют в республиках Башкирия, Татарстан, Краснодарском и Ставропольском краях, Амурской, Владимирской, Воронежской, Калининградской, Московской, Липецкой, Омской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской, Ярославской областях, в городе Москве и других регионах.

Для автомобилистов постарше BOA проводит в год до 200 соревнований, таких как ралли «Подмосковье», «Победа», «Урал осенний», «Ярославич». Таким образом, общество автомобилистов удерживает в своей системе несколько поколений автолюбителей.

Строить лучшее будущее

Общественная организация автомобилистов участвует в практическом решении назревшей проблемы, над которой уже много лет ломают голову власти регионов и городов. Острота проблемы организации парковок и хранения автомобилей заключена не только в решении градостроительных вопросов и улучшении архитектурного облика городов, в разгрузке улиц и дорог от стоящего транспорта, ликвидации заторов. Но прежде всего — в обеспечении безопасности движения.

BOA приступило к практическому выполнению программы строительства многоуровневых парковок в городах России. В феврале 2006 г. создано архитектурно-проектное бюро Московского городского отделения. За это время подготовлено несколько разработок для решения проблем парковок в городе Москве, области, Брянске, Липецке, Твери, Кургане, Сочи.

За собственные права

Современный водитель, как и любой участник дорожного движения, нуждается в заботе и защите. Задача общества — обеспечить соблюдение законных прав и интересов граждан в рамках реализации ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других.

Специалисты могли бы разгрузить подразделения ДПС в работе по фиксации ДТП с незначительным ущербом. Для этого созданы службы правовой защиты, подразделения служб аварийных комиссаров (например в Республике Татарстан), около 500 автоэкспертных бюро и филиалов, Транспортно-промышленное страховое общество. Всероссийское общество — в эпицентре движения за снижение цен на топливо. В 2005 и 2008 годах BOA совместно с АСМАП и РАС было организатором акций протеста по всей стране. И голос общественности был услышан.

Свое 40-летие BOA встретил, опираясь на фундамент накопленного опыта, с новыми идеями, нацеленными на дальнейшее развитие.