Полезная информация

Статистические данные последних 5 лет показывают постоянный рост пожаров на автотранспорте. К примеру, в количество пожаров, в результате которых были повреждены или уничтожены автомобили в 2010 году составило 136 пожаров, в 2011 – 159, в 2012 – 161, 2013 – 178 и 203 пожара в 2014 году. В связи с этим, все более актуальной становится проблема пожаров на автотранспорте.

Для того, чтобы понять из-за чего происходят пожары в автомобилях, и как уберечь своих «железных коней» от гибели в огне рассмотрим основные причины возгорания автомобилей, а также способы и правила предотвращения пожаров.

Причины и источники пожаров и взрывов на автомобилях.

Как показывает статистика, основными причинами загораний и пожаров автомобилей являются различные неисправности механизмов и электрооборудования.

В большинстве автомобильных отсеков существуют горючие смеси (горючие системы), которые могут при определенных условиях воспламеняться и гореть капотом – бензин или дизельное топливо, моторное масло, трансмиссионные жидкости, жидкость гидравлического усилителя руля, тормозную жидкость, охлаждающую и омывающую жидкости.

Практика показывает, что воспламенение осуществляется путем самовоспламенения или вынужденного воспламенения. Самовоспламенение характерно для газовых парообразных горючих смесей. Оно происходит при нагреве всего объема горючей смеси до температуры, выше которой смесь начинает саморазогреваться (без воздействия внешнего источника). При вынужденном воспламенении источник теплоты нагревает лишь небольшую часть смеси, а дальнейшее воспламенение всего объема происходит самопроизвольно.

В отсеках и помещениях автомобилей возможно появление воспламенения различной физической природы и тепловой мощности. Экспертная практика показывает, что все источники воспламенения можно разделить на следующие группы:

1) тепловые проявления химических реакций (открытый огонь, раскаленные продукты горения, искры и экзотермические реакции химических веществ);

2) тепловые проявления электрической энергии (короткое замыкание, перегрузка электрических кабелей и механизмов, электрические искры и разряды статического электричества);

3) тепловые проявления механической энергии (искры от удара твердых тел, выделение теплоты при трении и адиабатическом сжатии);

4) поражающие факторы оружия и орудий нападения на автомобили – взрывы гранат, самодельных взрывных устройств, пулевые воздействия обычного оружия, зажигательные смеси.

Нажмите для увеличения Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения Нажмите для увеличения

Открытый огонь может возникнуть при курении, использовании факелов и паяльных ламп, при работе газо- и электросварочных аппаратов. Почти все горючие вещества воспламеняются от открытого огня, так как температура при пламенном горении достаточно высокая (например, пламя спички имеет температуру 750–800 °С, тлеющая папироса 700–750 °С, пламя зажигалки 1100–1200 °С).

Отличительными особенностями открытого огня как источника воспламенения являются длительность воздействия и высокая мощность. Раскаленные продукты горения на автомобилях образуются при работе двигателей внутреннего сгорания. Их температура горения на выходе из газоотводов может составлять до 1100 °С. При наличии щелей, прогаров и других неплотностей, выходящие продукты горения являются мощным источником воспламенения. Искры как результат теплового проявления химической энергии представляют собой твердые раскаленные частицы, образующиеся при неполном сгорании топлива. Температура таких искр достаточно высока и находится в пределах 600–900 °С, т.е. больше температуры воспламенения всех горючих веществ. Но запас их тепловой энергии является небольшим из-за малых размеров искр. Время существования искр также незначительно в связи с их быстрым сгоранием или охлаждением при оседании. Следовательно, искры способны воспламенить только подготовленные к горению вещества (газо- и паровоздушные смеси, осевшую пыль, волокнистые материалы и т. п.).

Экзотермические реакции характерны для веществ, которые можно разделить на следующие группы:

1) вещества, самовозгорающиеся от воздействия на них воздуха (растительные масла и животные жиры, нанесенные тонким слоем на волокнистые или порошкообразные материалы; цинковая или алюминиевая пыль, каменные и бурые угли и др.);

2) вызывающие горение при взаимодействии с водой (калий, натрий, негашеная известь и др.);

3) самовозгорающиеся при их смешивании (газообразные, жидкие и твердые окислители);

4) способные разлагаться с воспламенением или взрывом при нагревании, ударе, сжатии и тому подобных воздействиях (взрывчатые вещества, селитра, ацетилен и др.).

Статическое электричество накапливается при трении диэлектриков между собой или диэлектриков о металл. Искры, образующиеся при разряде статического электричества, способны вызвать воспламенение горючей смеси газов, паров и пыли с воздухом. При разности потенциалов в 3 кВ искровой разряд может воспламенить почти все горючие газы, а при 5 кВ – большую часть горючих пылей.

Напряжение поля статического электричества может достигать: при выпуске газов из баллонов 8–10 кВ; при распылении красок 10 кВ; при ношении белья из шелка, искусственных волокон, обуви на резиновой подошве – 7 кВ. Искры от удара твердых тел образуются при достаточной силе удара, представляя собой раскаленную до свечения частичку металла размером 0,1–0,5 мм. Несмотря на довольно высокую температуру (1200–1900 °С), такие искры не являются мощными источниками воспламенения из-за малого запаса тепловой энергии и незначительной продолжительности существования, исчисляющейся долями секунды. Поэтому большей опасностью обладают не летящие искры, а неподвижные, которые после высечения падают на какое-либо препятствие.

Неподвижные искры, попавшие на поверхность волокнистых веществ, вызывают очаги тления с последующим образованием пламени. Высечение искр в условиях автомобилей может быть вызвано различными причинами: от ударов стальными инструментами; при ударах быстровращающихся механизмов о неподвижные части машины (например, в автомобильных вентиляторах); при попадании кусочков металла в такие механизмы; во время аварий с поломкой быстродвижущихся деталей или с разрывом корпуса бензобака, трубопровода и т. п.

Большой зажигательной способностью обладают искры от ударов алюминиевых предметов по окисленной стальной поверхности. При прямом ударе пуль огнестрельного оружия о стальную пластину также образуются искры, которые способны поджечь смеси паров бензина (ацетилена, водорода) с воздухом. Разогрев тел от трения при взаимном перемещении зависит от состояния поверхностей трущихся тел, качества их смазки, давления тел друг на друга и условий отвода теплоты в окружающую среду. Разогрев и адиабатическое сжатие горючих газов и воздуха могут вызывать взрывы и пожары при применении взрывных устройств не только в месте его применения, но и в смежных отсеках (от сильного сотрясения и повреждения электрооборудования, трубопроводов и механизмов).

Неисправности электрооборудования являются довольно распространенной причиной пожаров автомобилей. Пожарную опасность электрооборудования характеризуют следующие проявления:

– искрение и электрическая дуга;

– способность образовывать в момент короткого замыкания (КЗ) расплавленные частицы металла;

– способность кабелей и проводов в аварийных ситуациях (при КЗ, перегрузках и т.п.) перегреваться до температуры воспламенения собственной изоляции с последующим загоранием окружающих горючих веществ;

– способность изоляции распространять пламя при зажигании от посторонних источников.

Искрение и электрическая дуга – наиболее распространенные причины загораний. От дуги загораются практически все горючие вещества в результате непосредственного действия, от ее светового излучения или от брызг расплавленного металла. Температура электрической дуги может составлять 1500–4000 °С.

Явление КЗ – это не предусмотренные нормальным режимом работы замыкания токоведущих частей, имеющих различную полярность (для постоянного тока), подключенных к различным фазам (многофазный переменный ток) или имеющих различные потенциалы (замыкание на землю, заземленные предметы и нулевые провода). Замыкание при некотором переходном сопротивлении (образованном неплотным контактом, окисной пленкой, обугленной изоляцией и т.п.) называется неполным.

Неполное КЗ приводит к пожарам даже при правильно выбранной защите. В случаях, когда переходные сопротивления пренебрежимо малы, возникает металлическое замыкание. При металлическом КЗ может воспламениться изоляция кабеля в любом его месте (при загрубленной защите) из-за значительного тока КЗ.

Основными причинами КЗ в электроэнергетических системах автомобилей являются: нарушения изоляции токоведущих частей в процессе эксплуатации из-за теплового старения изоляционных материалов; перенапряжения сети; механические повреждения и воздействия окружающей среды.

Наиболее характерным признаком КЗ является оплавление проводников, кабелей и других токоведущих частей. Искрение возникает из-за слабого контакта токоведущих частей, размыкания электрической цепи отключающих устройств, разрыва цепи вследствие механических повреждений; при электрической сварке и резке металла, а также на коллекторах электрических машин вследствие плохого ухода за ними.

Перегрузка – вид аварийного режима при подключении к сети потребителей, номинальный ток которых превышает допустимый по условиям нагрева. При перегрузке проводов и кабелей они нагреваются из-за нарушения режима теплообмена с окружающей средой, что вызывает разрушение изоляции и ее воспламенение. Перегрузка электрических машин возникает из-за недосмотра водителя или механика и нарушения режимов работы приводных механизмов. Часто причиной перегрузки электродвигателей является плохая смазка подшипников или ее отсутствие.

Воспламенению изоляции кабелей и проводов способствуют ее старение и повреждения в процессе эксплуатации. Старение изоляции происходит из-за действия высокой температуры и агрессивной окружающей среды (паров топлива и масел, горячей воды и т.п.), а также в результате механических повреждений. Тепловое старение изоляции наиболее часто наблюдается при перегрузке электросетей. Повышение температуры проводника на 8 °С свыше допустимой уменьшает срок службы изоляции вдвое.

Из-за старения снижаются эластичность и механическая прочность изоляции; повышается вероятность пробоя изоляции, местных перегревов кабельной сети, возгораний, пожаров. Механическое повреждение изоляции кабелей и проводов чаще всего возникает из-за некачественного монтажа при сборке и ремонте, вследствие неправильной эксплуатации.

Опасными (с точки зрения возможностей механического повреждения кабелей) на автомобилей являются районы дверей, переходов, креплений. Влага и агрессивные среды существенно ухудшают состояние кабелей и проводов. Под действием влаги (особенно солевого раствора) на изоляции образуется проводящий слой и появляются точки утечки. От нагрева слой жидкости испаряется, оставляя следы соли. При постоянном воздействии влаги процесс повторяется, проводимость изоляции возрастает, утечки увеличиваются, приводя к обугливанию изоляции и появлению дугового разряда (неполного КЗ), способного воспламенить изоляцию.

Процессы разрушения изоляции особенно усиливаются в агрессивной среде (ГСМ и пары). Наиболее опасными местами (с точки зрения сохранности изоляции) являются кабельные вводы к светильникам и моторный отсек.

Опасные факторы пожара.

При пожарах происходят химические и энергетические превращения в очаге, в результате которых генерируется теплота и образуются продукты сгорания. Основными опасными факторами внутренних пожаров являются выделяющиеся в очаге теплота и дым. При наружных пожарах наибольшее поражающее воздействие на автомобилях оказывают пламя, тепловое излучение пламени и поток искр, которые становятся причиной образования новых очагов пожара. От нагретых продуктов сгорания теплота передается конструкциям и оборудованию автомобилей, что может привести к их нагреву до критических температур, деформациям, выходу из строя и разрушению из-за потери механической прочности.

Теплота от продуктов сгорания передается также и горючим материалам, которые воспламеняются, способствуя увеличению площади поверхности горения. Температура 350–400 °С во всех случаях является критической для твердых горючих автомобильных деталей. При такой температуре у большинства материалов органического происхождения наблюдается увеличение скорости термического разложения с выделением теплоты, что создает благоприятные условия для их воспламенения и самовоспламенения.

На автомобилях широко используются конструкции из металлов, недостатками которых являются их высокая теплопроводность и низкая огнестойкость из-за уменьшения прочности при нагревании. В последнее время в автомобилестроении все большее применение находят конструкции из неметаллических материалов. Однако все они обладают низкой огнестойкостью. Так, например, критической для стеклопластика является температура 230 С. Полимеры и пластмассы, используемые в автомобилях в качестве изоляционных, конструкционных и отделочных материалах, также обладают низкой огнестойкостью. Допустимая температура применения пенопластов и поролонов составляет от 65 до 150 С. Такая температура характерна практически для любой точки зоны теплового воздействия пожара на автомобиле.

Некоторые аспекты устройства автотранспортных средств и их связь с пожароопасностью автомобилей.

В настоящее время существует множество классификаций автотранспортных средств. Наиболее распространенная классификация автомобилей, применяемая в автомобильной промышленности, проводится по назначению автомобилей и выполняемой им работы.

Согласно статистике пожаров на автомобилях, наибольшее количество пожаров возникает в моторном отсеке. Это обусловлено тем, что в достаточно небольшом объеме отсека сконцентрированы узлы и агрегаты, преобразующие все виды энергии (от химической до механической). Все эти источники и преобразователи соединены в единую действующую систему, агрегаты и механизмы которой скомпонованы в непосредственной близости друг от друга и нагреваются до относительно высоких температур. Дальнейшее развитие пожара, при его возникновении в данном отсеке, во многом зависит от его компоновки в общей конструкции автомобилей.

Ряд пожаров возникает из-за механической поломки узла или детали (например, воспламенение горючих веществ от воздействия высоконагретых газов из разрушенного выпускного коллектора системы выпуска отработавших газов и т.п.). Для того чтобы провести общую оценку автомобилей по степени пожарной опасности, необходимо оценить горючую нагрузку основных отсеков автомобилей и определить пожарную опасность рабочих систем, способных послужить потенциальным источником возгорания.

Основными отсеками автомобилей являются: моторный, багажный, грузовой; а также пассажирский салон. Горючая нагрузка представляет собой совокупность горючих материалов, из которых изготовлены отдельные узлы и детали автомобилей и которые применяются в его системах как эксплуатационные.

Пожарная опасность этих материалов характеризуется их способностью воспламеняться, образовывать пожароопасные концентрации, взрываться и гореть (от источника зажигания, при взаимодействии с другими веществами и окислителями), а также особенностями их взаимодействия со средствами пожаротушения.

Горючая нагрузка в автомобилях распределена неравномерно. В моторном отсеке пластик и резина. Иногда в качестве оболочки (а в некоторых узлах – и в качестве изоляции) используется тканевая электротехническая изоляционная лента (автомобили марки «Мерседес» и автотранспортные средства 50–60-х годов выпуска).

Анализ показывает, что в автомобилях различных марок для этих целей используются практически одни и те же материалы. В качестве оболочек (изоляторов) используются полиэтилен, поливинилхлоридный полимер, также изоляторы изготавливаются из бумажно-слоистого пластика или стеклопластика.

В корпусах и ряде радиодеталей используются пластические массы, компаунды, пропитанная бумага, лакокрасочные материалы и т.п.

Пожарная опасность электросистемы автомобилей определяется тем, что отдельные ее элементы могут послужить источником горения в случае возникновения аварийного режима в какой-либо функциональной цепи. Потенциальная опасность возникновения аварийного режима определяется прежде всего тем, что провода электрической сети во многих местах прокладываются в пакетах кузовных конструкций, где расстояние от горючих конструкционных материалов строго определено и не может быть увеличено.

Рабочие элементы и изоляция проводов часто находятся в непосредственном контакте с необработанными (с острыми кромками) металлическими деталями, которые не закреплены и подвергаются постоянной вибрации, трению, что может вызвать повреждение изолирующего слоя.

Непосредственно сама электрическая система обладает достаточным запасом энергии, способным при возникновении короткого замыкания незащищенных участков цепи (система зажигания, цепь пуска двигателя, система генератора и др.) вызвать нагрев и расплавление металлической жилы провода данной цепи, воспламенение его изоляции и горючих материалов, расположенных в непосредственной близости. Например, при коротком замыкании «плюсового» провода от аккумуляторной батареи на кузов автомобилей («массу») возникает ток короткого замыкания порядка 1000–1100 А.

Особую опасность в электрической системе представляют разъемы различных проводов, в которых из-за работы в условиях повышенной влажности и постоянной вибрации может возникнуть неплотный контакт, вследствие чего в данной цепи при включении электропотребителей возникают искровыделение и местный нагрев.

Отдельно следует остановиться на пожарной опасности системы выпуска отработавших газов двигателя. Рабочие детали (приемные и соединительные трубы, глушитель, резонатор, катализатор) изготовлены из металла или негорючих материалов. Однако ввиду того что данная система смонтирована под кузовом автомобилей, при определенных нештатных ситуациях ее элементы могут соприкасаться как с горючими материалами, используемыми при антикоррозионной обработке днища, так и с внешними горючими материалами.

Пожарная опасность системы выпуска отработавших газов двигателя определяется прежде всего высокой температурой основных ее элементов. Наиболее напряженный температурный режим создается в зоне выпускного тракта от коллектора до приемной трубы. Температура отработавших газов в начале выпускного тракта составляет порядка 800–830 С. Температура наружных поверхностей деталей несколько ниже. Так, выпускной коллектор двигателя, в зависимости от режима работы, нагревается до 400–700 С, что является достаточной температурой для воспламенения большинства горючих материалов.

Особенно следует отметить такой элемент системы выпуска современного автомобилей, как нейтрализатор отработавших газов. Для эффективной работы нейтрализатора внутри его рабочих элементов постоянно поддерживается достаточно высокая температура, которая в зависимости от конструктивных особенностей может достигать 500–800 С. При этом наружная поверхность корпуса нагревается до 200–400 °С, что в свою очередь может вызвать воспламенение газов и других горючих смесей.

Подводя итог, еще раз кратко остановимся на основных причинах пожаров в автомобилях:

- Перегрев каталитических нейтрализаторов (катализаторов), это источник пожароопасности, который часто упускается из виду. Выхлопная система представляет собой высокотемпературную часть вашего автомобиля, расположенную по всей его длине. Каталитические нейтрализаторы обычно перегреваются из-за того, что они работают слишком сильно, пытаясь сжигать большее количество вредных веществ в выхлопе, чем они были рассчитаны изначально. Другими словами, если двигатель автомобиля работает неэффективно (из-за износа свечей зажигания или любых других неблагоприятных условий), то он не сжигает топливо должным образом, и много не полностью сгоревшего бензина или дизтоплива попадает в выхлопную систему. Катализатор должен работать гораздо с большей нагрузкой, чтобы дожечь это топливо. Перегруженный или забитый каталитический нейтрализатор может легко перейти от обычного рабочего диапазона с температурой порядка 650 градусов по Цельсию, до температуры более, чем 1000 градусов. Это наносит ущерб в долгосрочной перспективе не только самому катализатору, но и прилегающим к нему частям машины. Автомобиль спроектирован так, чтобы выдерживать нормальную температуру катализатора, но он не может постоянно функционировать при температурах в 1000 градусов и выше. Если каталитический нейтрализатор достаточно горяч, он может вызвать воспламенение ковровых покрытий в салоне автомобиля, прямо через тепловые экраны и металлический пол.

- Перегрев двигателя. Двигатель, который перегревается и поджигает машину, особенно хороший пример того, как одна проблема может привести к другой. Двигатель автомобиля не будет нагреваться свыше своей рабочей температуры, если все системы работают исправно. Но в случае утечки масла или охлаждающей жидкости, может возникнуть перегрев мотора и возникнет опасная температура. Детали двигателя, от недостаточной смазки дополнительно разогреваются. Капли масла оседают в моторном отсеке на горячем блоке цилиндров и выхлопной системе, и могут легко привести к возгоранию под капотом с последующим распространением пламени.

В основном же, перегрев двигателя возникает из-за элементарного отсутствия своевременного техобслуживания. Причиной перегрева может послужить дырявая прокладка или шланг, не работающий должным образом радиатор или масляный насос, и так далее. Если мотор вашего автомобиля постоянно перегревается – это нельзя игнорировать.

- Разлив горючего и технических жидкостей

Любой легковой автомобиль или грузовик имеет большое количество горючих и легковоспламеняющихся жидкостей под капотом – бензин или дизельное топливо, моторное масло, трансмиссионные жидкости, жидкость гидравлического усилителя руля, тормозную жидкость, охлаждающую и омывающую жидкости. Все они в своей основе имеют либо нефтепродукты, либо различные технические спирты, могущие довольно легко загореться, если шланги или емкости, содержащие их, потеряют герметичность. Зачастую обнаружить это не составляет труда. Под стоящим автомобилем появляются маслянистые пятна или потеки, в салоне появляется запах горючего или спирта. Также эти жидкости могут вытечь, если машина получит сильный удар при аварии. В результате может возникнуть пожар. Хотя такой пожар, скорее всего, начнется в моторном отсеке, где сосредоточены все эти опасные жидкости, имейте в виду, что некоторые из них, например, топливо и тормозная жидкость, перемещаются по всей длине автомобиля, а пары тосола при определённой концентрации и условиях взрывоопасны. Нарушение герметичности – занимает основное место среди технических причин автомобильных возгораний.

- Проблемы в электрической системе автомобиля занимает второе место среди наиболее распространенных причин пожаров после нарушения герметичности топливной системы и систем технических жидкостей. Самая обычная, стандартная батарея аккумулятора, способна причинить много неприятностей. Циклы зарядки аккумулятора могут привести к появлению в моторном отсеке взрывоопасного водорода. Так же батарея, наряду с неисправными проводами, может вызвать образование искр, которые могут поджечь капли или пары разлившихся жидкостей. Опасность от неисправных электрических систем не ограничивается подкапотным пространством. Электропроводка тянется вдоль всего автомобиля через каналы в кузове, в дверях, под половым покрытием и находится даже в сидениях с электрорегулировкой и обогревом. В любом из этих мест, плохо уложенные или перетершиеся провода могут вызвать возгорание.

Меры пожарной безопасности при эксплуатации автотранспорта.

- Если автотранспортное средство хранится в гараже, то территория в пределах противопожарных расстояний между зданиями, гаражами должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.

- использованный обтирочный материал следует собирать в контейнерах из негорючих материалов.

- спецодежда должна храниться в подвешенном виде в металлических шкафах.

- ремонт и обслуживание транспортного средства рекомендуется осуществлять в специализированных автосервисах, сервисных центрах в соответствии с рекомендациями завода изготовителя.

- в случае выявления неисправности, в том числе запахов дыма, искрения, нестабильной работы автомобиля, незамедлительно обратиться к специалистам для устранения неисправности.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

• Если автотранспортное средство хранится в гараже, использовать противопожарные расстояния между зданиями под складирование материалов, оборудования и тары, а также для стоянки транспорта.

• Разведение костров, сжигание отходов и тары ближе 50 м от зданий, гаражей и сооружений.

• На территории гаражных зданий оставлять тару (ёмкости, канистры и т.п.) с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, а также баллоны со сжатыми и сжиженными газами.

• Проводить уборку помещений и промывку деталей с применением бензина, керосина и др. легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

• Оставлять неубранным промасленный обтирочный материал.

• Хранить мебель, предметы домашнего обихода и т.п., а также запас топлива более 20 литров и масла более 5 л.

• Подогревать двигатель автомобиля открытым огнем, пользоваться открытыми источниками огня для освещения.

• Производить кузнечные, термические, сварочные, малярные и деревообрабатывающие работы.

• Держать транспортное средство с открытой горловиной бензобака.

• Подзаряжать аккумулятор непосредственно на транспортном средстве.

• Заправлять транспортные средства горючим и сливать из них топливо в гаражном помещении.

• Оставлять без присмотра электроустановки и бытовые электроприборы.

• Эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией.

• Пользоваться поврежденными розетками и другими электроустановочными изделиями.

• Применять нестандартные (самодельные) нагревательные приборы.

• Использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания.

Как действовать в случае возникновения пожара в автомобиле, и что делать до прибытия подразделений МЧС?

Существуют общие правила и рекомендации, зная которые, вы сможете не растеряться в сложную минуту, достойно выйти из ситуации и минимизировать возможные последствия.

Итак, если во время движения произошло загорание автомобиля, необходимо:

•Немедленно остановиться и срочно покинуть салон всем пассажирам.

•Позвонить в дежурную службу МЧС по телефонам 01 со стационарного аппарата или 112 с мобильного телефона.

•Заглушить двигатель, освободить замок капота, отключить аккумуляторную батарею и воспользоваться огнетушителем. Вот почему так важно, чтобы в салоне был огнетушитель, и при этом всегда в исправном состоянии. Рекомендуется возить с собой огнетушитель емкостью не менее одного литра, который подходит и для тушения легковоспламеняющихся жидкостей, и для электрооборудования. Чем больше объем огнетушителя, тем больше шансов справиться с возгоранием. Важно при открытии крышки капота соблюдать осторожность, так как при открытии может произойти вспышка пламени и причинить травмы. Открытие лучше осуществлять с безопасного расстояния при помощи подручных средств в виде слег, ломов и других длинных предметов.

•Не применяйте воду для тушения пожара в двигательном отсеке – это может вызвать короткое замыкание электропроводки, распространение горящего бензина и увеличение площади горения.

•Если огонь охватил заднюю часть машины, где находится бак с топливом, - быстро удалитесь от автомобиля.

•Если автомобиль загорелся в гараже – выкатите его наружу и приступайте к тушению.